Разделы ArtUser
Личности - художники:
Публикации:
Пополнить:
Описание проекта:
Hикифоров Павел Александрович – скульптор и график, живущий и работающий в Санкт-Петербурге. Родился 02 ноября 1979 года в пос. Нибега Томской обл. в семье военного моряка-подводника. Детство и юность провёл на Камчатке. Закончив художественную школу, поступил в СПбХУ им. Н.К.Рериха, на отделение скульптуры, где в течении 5 лет обучался мастерству пространственно-пластического искусства. Защитив диплом, некоторое время посвятил изучению тонкостей работы с материалом на кафедре художественной обработки металла в Государственной Художественно-Промышленной Академии. В 2003 году стал одним из организаторов Творческой группы «ТАВР» и соучредителем интернет проекта «Галерея визуальных искусств Мегатавр». В 2006 году вступил в Санкт-Петербургский Союз Художников России. В 2007 году вступил в творческое объединение «Полиреализм. XXI век». Ведет активную творческую и выставочную деятельность, является одним из организаторов арт-проекта «СЕССИЯ МОЛОДОГО ИСКУССТВА»
Стиль, в котором выполнены работы художника, часто называют симплексиционизм. Слово simplexity означает симбиоз простоты и сложности. Художник стремится найти наиболее оптимальную и лаконичную форму для воплощения своих идей. Ему важно вывести формулу из своих умозаключений, отточить мысль до знака. Идея первична, уже после возникает визуальный образ от которого отметается все лишнее. В итоге каждая работа – энергетический сгусток, колоссальное количество информации сжатое и зашифрованное в пространственную композицию.
Образование:
2006
2007
2008
Павел Настин
Искусство сегодня - это синтез пространства, зрителя и произведения.
Есть люди, для которых искусство – это больше чем набор эмоций и впечатлений от созерцания прекрасного, а те формы через которые оно доходит от художника к зрителю, - больше чем просто картины на стенах и скульптуры на тумбах. О своем понимании процессов, происходящих в мире современного искусства, рассказывает его активный деятель, Павел PIXELMAN Никифоров. Текст: Павел Настин. Фото: Анастасия Шельбах
Вы как-то сказали, что современное искусство перешло на новый уровень Спектакля, и возврата никогда не будет. До сих пор в этом уверены?
Уверен, и с каждой выставкой все больше. Мы играемся и играться нам нравится. Искусство от этого не теряет своей увлекательности. Соучастие зрителя – жизненная необходимость. Если вчера мы соучаствовали, просто наблюдая, то сегодня мы соучаствуем, дотрагиваясь, нажимая, двигаясь и внюхиваясь. Мировая художественная общественность окончательно утомилась от живописи и заархивировала ее во дне вчерашнем. Ведущие форматы дня сегодняшнего – это скульптура, объект и инсталляция. Парадоксально, но хороших картин более не достаточно. Необходимы качественные ситуации – замкнутые эстетические пространства. Современная экспозиция – это не просто развешивание, но продуманная и организованная территория, которая претендует на то, чтобы являться полноценной частью художественного проекта. Собственно, искусство сегодня и есть синтез пространства, зрителя и произведения. Одно без другого рождает лишь ущербность, обделенность и сырость.
Как вам в голову пришла идея создать проект «ЭЛЕКТРОНИРВАНА»?
Я живу сейчас, и наблюдаю за процессами происходящими в мире. Современная цивилизация немыслима без электроэнергии. Все сферы жизнедеятельности человека XXI века находятся в прямой зависимости от электричества. Всего за каких-то 100 лет, планета Земля покрылась искусственной паутиной телеграфных, телефонных, оптоволоконных и электрических кабелей. Атмосфера наполнилась электромагнитными волнами радиочастот, несущих в себе террабайты информации. Вся структура глобальных коммуникаций объединена в некую замкнутую экосистему, для входа в которую, в жилом пространстве homo sapiens предусмотрены розетки-порталы. При помощи различных устройств (теле-радиоприемники, телефоны, компьютеры), биологический разум одного индивидуума подключается к всепланетарному. Постоянный технологический прогресс в итоге избавит человека от необходимости использования дополнительных электронных приборов, как посредников между сознанием и инфополем. Наступит эпоха ЭЛЕКТРОНИРВАНЫ - эпоха освобождения, особого состояния духа, преодоления земных страстей и желаний, полный покой вне бытия и вне времени, как конечная цель человеческого существования. Я посчитал, что наилучшим образом выразят эту идею светящиеся объекты, «просветлённые» мумии в виде трёх условных фигур медитирующих существ, подключенных через кабель-пуповину к электросети. В Египте младенцам, рожденным в касте жрецов, очевидно, и фараонов, не перерезали пуповину. Ребенок лежал рядом с матерью до тех пор, пока пуповина не пересыхала. Этот естественный и постепенный отход человека от матери и вхождение в Мир - делал его бесстрашным и неуязвимым. Лайт-скульптуры изготовлены из энергосберегающих ламп, смонтированных на легкий металлокаркас и зафиксированных густонамотанной прозрачной полиэтиленовой пленкой. Рядом, для удобства, лежат подушечки. Каждый желающий может присесть рядом, воткнуть штепсель ноутбука либо зарядку мобильника в свободные гнёзда электроразветвителя и выйти в глобальную сеть.
Кстати, в глобальной сети вы известны как PIXELMAN, псевдоним как-то связан с вашим творчеством?
На ПЕРВОЙ СЕССИИ МОЛОДОГО ИСКУССТВА «ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ» в 2006 году я представлял часть так и незавершенного проекта «ПОГОЛОВНАЯ ПИКСЕЛИЗАЦИЯ», посвященного взаимоотношениям человека с компьютером и интернетом. В тот период моей биографии в виртуальном пространстве меня можно было встретить значительно легче чем в реальной жизни. Я буквально превратился в однопиксельное существо
До инсталляции «ЭЛЕКТРОНИРВАНА» у вас был замечательный проект «БЛОКНОТ». Говорят у публики он пользовался огромным успехом.
«БЛОКНОТ» - это пространственный интерактивный объект из моего любимого цикла «ИГРЫ С ГОЛОВАМИ». Он предназначен для фиксации и консервации человеческих мыслей методом графических, искусственно созданных, письменных средств общения. Провандальность подразумевает нанесение на его поверхности результатов мыследеятельности homo sapiens в виде надписей, схем, знаков и рисунков любыми пишущими инструментами (маркеры, роллеры, карандаши, мелки, кисточки, аэрозоли, губная помада, гвозди, ключи, кирпичи и т.д.) в течение всего периода существования. Проще говоря, зритель должен принимать активное участие в его создании. В задачу «БЛОКНОТА» входит стирание границ разделения двух миров - имманентного и трансцендентного. Это стирание реально происходит в «акте деятельности». Идея овеществляется, вещь рационализируется. Возникает замкнутая система циркуляции идей, преодолевается биоограниченность физической и духовной природы. Происходит превращение бездушного арт-объекта в некий конвертер инфополя, по отношению к людям выполняющего функции посредника между Физическим и Тонким планами. Цель - создание подзеркальных слоев, скоагулированных с помощью энергии мысли и эмоций в фантомную форму большей или меньшей плотности. Он трансформирует знания из информационных структур в мыслеформы и транслирует информацию тем, кто наиболее открыт к восприятию, - это ученые, изобретатели, музыканты, поэты, художники. Организуя творческие энергии способствует их проведению в формы науки, искусства и литературы. Таким образом, взаимодействие арт-объекта и человека, возводит «БЛОКНОТ» в ранг символа земного разума, сущности общечеловеческой мудрости… Для меня это еще и актуальный социальный эксперимент - интересно узнать о чем думают и мечтают современники. Результат оказался вполне прогнозируемый. Колличество непристойных надписей и изображений ошеломило… Удивило другое, у «БЛОКНОТА» проявился «иммунитет» ко всякого рода негативу. Как только на его страницах появлялась какая-нибудь гадость, тут же находились люди которые закрашивали и зарисовывали этот фрагмент чем-нибудь положительным, сами, по собственному порыву души. Видимо все не так уж плохо с нашим обществом, как может показаться на первый взгляд. Стиль, в котором выполнены ваши работы, часто называют симплексиционизм. Что это такое? Слово simplexity я превожу как симбиоз простоты и сложности. Всегда стараюсь найти наиболее оптимальную и лаконичную форму для воплощения своих идей. Мне важно вывести формулу из своих умозаключений, отточить мысль до знака. Идея первична, уже после возникает визуальный образ от которого отметается все лишнее. В итоге каждая работа – энергетический сгусток, колоссальное колличество информации сжатое и зашифрованное в пространственную композицию.
Что можете сказать сторонникам реалистического искусства, которые протестуют против новых средств и форм выражения.
Не понимаю консерваторов тщетно цепляющихся за привычное и знакомое в этом мире. Мир всегда менялся и в этом его сущность. Эволюция естественна и неизбежна. Бороться с ней – впустую тратить время и энергию. Что могли сказать динозаврам млекопитающие, пришедшие им на смену? Извините, мы не виноваты что так получилось? Представляю себе митинг тирексов бастующих против появления мамонтов на планете))) Древние рептилии вымерли, их скелеты в музеях, а некоторые «хомосапиенс» до сих пор ищут потайные уголки где они могли бы уцелеть… На самом деле, ничего против динозавров я никогда не имел, вот только достало каждый раз им объяснять что я за зверь такой странный. А в период глобального потепления климата у человечества либо должны появиться жабры с ластами, либо оно естественным образом уступит место цивиллизации дельфинов. Из воды в воду. С появлением на свет ЧЕРНОГО КВАДРАТА Малевича мир изменился. Информативность классического искусства значительно уступает новым формам выражения мысли, таким как инсталляция, перфоманс и видеоарт. Эти формы нисколько не конкурируют с классичскими. ЭТО РАЗНЫЕ ВЕЩИ!!! Я к ним отношусь как к короткому одноразовому репортажу, нисколько не сравнивая с культовыми кинолентами.
А как вы относитесь к ЧЕРНОМУ КВАДРАТУ?
Шедевр. Однозначно. Осознание этого пришло неожиданно просто. В ту пору я учился в МУХЕ. Говоря откровенно, прогульщик был отчаянный, но не по ленности своей. Уже тогда я шел своей дорогой и старался избегать прививаемого в институте стадного инстинкта. От экзаменов меня никто не освобождал, поэтому периодически я попадал в щекотливые ситуации из которых выход был один. Экзамен должен быть сдан. Причем неуд меня никак не устраивал. Случилось так, что за весь семестр я ни разу не нашел времени сходить на лекцию по истории искусств. На экзамене преподаватель был искренне удивлен что я его студент, после чего я был отправлен в Эрмитаж изучать исусство второго этажа. Вся группа ходила туда полгода по 2 раза в неделю, мне же предстояла задача освоить материал за 2 часа. Деваться некуда, я пошел, но нашел там совсем не голландцев эпохи Возрождения. Я нашел там ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ!!! «Молодой человек, Вас не в Русский музей отправляли! Пожалуйста потрудитесь объяснится!» - с гневом сказал профессор после такого моего заявления. Я молча взял со стола стопку слайдов с какими-то мировыми шедеврами и показал их ему на просвет. Он сразу все понял. После двух часов бесперерывного поглощения живописи, наслоения полотна на полотно, все картины сливаются в один черный квадратик и неважно в каком музее ты был. Так же молча он поставил мне пятерку в зачетку и мы еще долго беседовали о том как влияет на сознание современного человека ТВ, Интернет, мобильная связь. Как изменилось восприятие живописи, скульптуры, архитектуры всвязи с бешеными ритмами жизни. Информационная плотность современности практически невыносима и рождает перенасыщение. Актуален совершенно новый, гибридный вид искусства – искусство с глубоким, многомерным содержанием и простой, понятной, увлекающей формой. Квазимир Малевич, поставив точку на классическом понимании живописи, открыл новую строку для написания новой истории искусства.
Вы всегда охотно учавствуете в фестивалях современного искусства. Какие-то проекты сейчас планируете?
Для очередной СЕССИИ МОЛОДОГО ИСКУССТВА под названием «ТРОГАТЬ МОЖНО» готовлю серию интерактивных объектов. Они будут предназначены для непосредственного контакта со зрителем. В данный момент ищу подходящие инженерные решения для того чтобы эти объекты «выжили» после этих «контактов». Необходим либо десятикратный запас прочности, либо замысел объекта должен изначально подразумевать его разрушение. Как показывают предыдущие опыты, редкие экспонаты подобного плана остаются дееспособными до конца выставки.
Что можете пожелать посетителям таких выставок?
Быть более гибкими в сознании и менее категоричными в оценках. Самое простое – навешать ярлыки ни в чем не разобравшись. Искусство - это нечто, что можно понять лишь присмотревшись, проанализировав, вникнув. Не уподобляйтесь тем ковбоям-зрителям, которые впервые увидев приближающийся поезд братьев Люмьер, расстреляли экран. Со временем в черно-белое кино пришли звуки и цвета, сейчас приходит объемный звук и объемное изображение, так и в искусство вцелом приходят новые формы и технологии.
site: | http://www.artuser.ru/ | индекс цитирования сайта |
~~DISCUSSION~~