Разделы ArtUser
Личности - художники:
Публикации:
Пополнить:
Описание проекта:
Василий Васильевич Меликишвили родился в 1932 году, в Москве. Василий Васильевич Меликишвили – член Союза художников СССР, член международного художественного фонда, действительный член российско-итальянской академии Феррони, основатель нового направления в мировом искусстве – этносимволизма. Открытое им новое направление - это способ передачи изобразительными средствами вечных общечеловеческих истин, космических знаний и высших идей через традиционные этнические символы, определяемые культурно-национальной принадлежностью художника. По мысли основателя «этносимволизма»- «духовный заряд, заложенный в произведении искусства, должен непосредственно влиять на психическую ауру и ноосферное пространство человека, воспринимающего это произведение искусства, и, соответственно, не отображать биологический мир, а взаимодействовать с тонкими духовными сферами». Центральный мужской образ, как в картинах «Бог искусства» (1980), «Мудрец» (1980), «Арба» (1996), «Творец» (1998), «Православный» (2007), «Тамада» (2008), присутствует почти во всех работах. Он может читаться, как автопортрет художника (несмотря на отсутствие внешнего сходства) и расцениваться как символ личной причастности и ответственности автора за все и всех в сотворенном им на полотнах мире. С другой стороны, изображение немолодого усатого горца с мудрым взором – своеобразный знак, как бы личная печать автора. Герой картин мастера – это человек-творец, будь то художник или ремесленник, земледелец или скотовод, пчеловод или торговец, рыбак или охотник… В общем, труженик и созидатель, образ которого часто сакрализуется автором в дохристианских («Бог искусства», «Бог скотоводства», «Бахус») или православных («Пчеловоды», «Святое семейство», «Православный») традициях. Красной нитью через все творчество Василия Меликишвили проходит вечная тема христианского и всего гуманистического искусства – тема доброты и любви к ближнему, призыв к миру и согласию. Искусство мастера из Сухуми, по своей сути, глубоко духовно и высоконравственно, оно опирается на заветы православия и выражает его идеалы, но при этом лишено всякой сусальности и назидательности. Можно согласиться с одним из исследователей творчества В.В. Меликишвили, что художник «видит мир широко открытыми глазами большого ребенка через призму мифологических сюжетов и образов своего этноса»… Однако, персонажи его картин настолько типичны, а сцены их жизни так характерны для жителей Кавказа, что жанровые сцены и многофигурные композиции могут послужить прекрасным материалом для изучения местного фольклора и этнографии. Особое правдоподобие этим, по сути, плодам фантазии и таланта художника придают реалии народного быта и национальной культуры, точно и бережно воспроизведенные им: одежда и утварь, орудия труда и оружие, предметы интерьера и архитектура, декор и орнамент… Даже глубоко религиозные по духу и наивно-проникновенно написанные образы православных святых и житийные сцены, при всей положенной по канону символикой, обладают характерным для всего творчества В.В. Меликишвили этническим колоритом.
Василий Васильевич Меликишвили, как большой художник, многолик и, вместе с тем, един по художественной концепции многоэтапного постижения противоречивой и вечной природы мироздания. В его творчестве, Вера, как высшее проявление духовности, соединяется с верностью многовековым традициям кавказских народов, с любовью в изображении реалий его быта, жизненного уклада и национального характера.
в 1973 году персональная выставка в Доме художника в Сухуми; в 1980 году в Тбилиси, на выставке Ассоциации художников «Пиросмани»; в 1991 году персональная выставка в Париже, многочисленные выставки в Москве.
Журнал » Юный художник» октябрь 2010, каталог «Искусство России» ноябрь 2010.
~~DISCUSSION~~