Кедрин Александр

Александр Кедрин (родился в 1940 году, Ташкент, СССР) — художник. Живет и работает в США.

Краткая биография

Образование:

  • @@Образование@@

Александр Кедрин родился в 1940 году в Ташкенте – столице тогда еще советского Узбекистана. Династия Кедриных богата талантливыми личностями. Дед художника был присяжным поверенным, депутатом Государственной Думы России, а после революции – министром юстиции в эмигрантском правительстве в Париже. Бунин и Толстой писали о нем как о видном политике. Троюродным братом отца был знаменитый советский поэт Дмитрий Кедрин, загадочно и трагически погибший в 1945 году. Сам отец, потомственный петербургский дворянин и знаменитый художник-график, спасаясь от сталинских репрессий, переехал с семьей в Ташкент, где стал одним из создателей Союза художников Узбекистана.

Маленький Саша Кедрин начал рисовать раньше, чем ходить. Само собой, он с детства был очарован местными восточными орнаментами с их специфической космической символикой. Ежедневно отец отправлялся на этюды по живописным кривым улочкам старого, еще не разрушенного землетрясением Ташкента – с его мазанками, мечетями, мастерскими и лавками народных мастеров – и брал сына с собой. Их дом постоянно был наполнен местной и столичной интеллигенцией, уехавшей в эвакуацию на время войны, классической музыкой и поэзией. Мама Саши прекрасно пела, аккомпанируя себе на мандолине. Чем не евразийское перекрестье идей и традиций?
По совету отца Александр с первых шагов в искусстве пытался искать свой собственный путь – стараясь хоть чем-то отличаться от набивших оскомину «социалистических реалистов». Настоящим откровением для него стала поездка в Москву, где с приходом хрущевской оттепели в Музее изобразительных искусств впервые выставили щукинско-морозовское собрание французских модернистов. С тех пор он бывал в Москве всякий раз, когда в столицу привозили выставки классиков американского и европейского авангарда.  
Постепенно интерес художника, сформировавшегося под влиянием азиатского космоса, сосредоточился на западном беспредметном искусстве. Своими первыми учителями он считает Кандинского, Миро и Ива Танги.
После окончания школы Александр Кедрин поступил в Ташкентское художественное училище имени Бенькова. В 1959 году, будучи студентом третьего курса, он организует коллективную выставку семи молодых единомышленников, которые решили отойти от академических канонов и работать в более свободной манере, пытаясь соединить в своих произведениях Восток и Запад. В результате всех семерых обвинили в идеологической диверсии и исключили из училища с «волчьим билетом».
Воспользовавшись связями отца, Александр все же умудряется поступить в Ташкентский театрально-художественный институт имени Островского. Но вскоре история повторяется – и не желающего смириться и покаяться студента вновь исключают со справкой о профнепригодности. Да еще заводят дело о тунеядстве.
Кедрин устраивается на керамический завод. В начале 60-х годов керамика, как и все монументально-декоративное искусство СССР, переживала второе рождение. Художникам-монументалистам дозволялись даже откровенно формалистические эксперименты – лишь бы было «красиво», то есть декоративно. Александр оказался в своей стихии. Его абстрактные, полные философских открытий объекты, замаскированные под «узбекские национальные орнаменты и мотивы», быстро завоевали признание. Кедрин с отличием оканчивает отделение керамики Ташкентского художественного института, вступает в Союз художников (позже и в Союз архитекторов) и обзаводится собственной мастерской. Благодаря участиям в московских выставках он вошел в круг столичной творческой интеллигенции, подружился с Неизвестным, Ахмадулиной, Вознесенским, Булатовым, Немухиным, Вечтомовым.
Одновременно на родине в очередь к лучшему керамисту Узбекистана выстроились ведущие архитекторы республики – все мечтали, чтобы композиции известного мастера украшали фасады и интерьеры новых монументальных зданий, которые в ударном темпе возводились в пострадавшем от землетрясения Ташкенте. В общей сложности Кедрин оформил панно и мозаиками сотни объектов (дворцов культуры, спортивных комплексов, домов отдыха, ресторанов, административных зданий) по всему СССР. 
На первый взгляд ситуация складывалась более чем благоприятно. Однако истинной страстью художника всегда оставалась философско-метафизическая беспредметная живопись, которой он никогда не изменял и втайне продолжал работать маслом. К сожалению, при советской власти показывать ее широкому зрителю было невозможно.
Началась перестройка, которая принесла долгожданную свободу, но обострила национальные проблемы. После распада СССР русских начали активно вытеснять из общественной жизни Узбекистана. Заказов становится все меньше. По азиатским республикам прокатилась волна кровавых братоубийственных конфликтов. И в 1995 году Александр с семьей переезжает в США и поселяется в Нью-Йорке, где активно включается в художественную жизнь. Его работы приобретают многие музеи, галереи и коллекционеры. О нем пишут как массовые СМИ, так и искусствоведческие издания. Кедрина приглашают представлять США на Флорентийском биеннале современного искусства. В 2012 году американское телевидение снимает фильм из серии «Русские знаменитости в Америке», в котором о творчестве мастера рассказывают мэтры современной культуры – в том числе его друг Эрнст Неизвестный.

Выставки

2011. Нью-Йорк. 2007. Нью-Йорк. 1998. Монреаль. 1990. Ташкент. 1986. Магдебург, Германия. 1985. Берлин. 1985. Галле, Германия. 1983. Санкт-Петербург. 1983. Москва. 1972. Ташкент. 1965. Ташкент.

Основные коллективные выставки

2007. Amsterdam Whitney Gallery. NY 2006. Case Museum of Russian Contemporary Art. US 2005. Contemporary Russian Art. NY 2003. Florence Biennale Italy 2002. Russian Evenings in Manhattan. NY 1997. Russian Art. NY 1997. Orange Beer Club. NY 1997. Fine Art Association. NY 1975. Contemporary Ceramics. Vilnius, Lithuania 1967. EXPO’67. Montreal, Canada

Художественные проекты

Работы хранятся в музеях и коллекциях: Zimmerli Art Museum, Rutgers University, New Brunswick, New Jersey, USА; Case Museum of Russian Contemporary Art, USА Музей современного искусства, Москва; Museum of Ceramics, Vilnius, Lithuania, Музей народов Востока, Москва, Государственный музей искусств, Ташкент, Музей культуры народов Узбекистана, Ташкент, Музей прикладного искусства, Ташкент, Государственный музей искусств Республики Каракалпакии имени Савицкого, Нукус, Узбекистан. А также многие другие музеи, галереи и частные собрания России, Германии, Польши, Израиля, Турции, Пакистана, Великобритании, США, Канады, Франции, Кореи, Дании и других стран.

Публикации о художнике

Личный сайт и/или блог

person/kedrin-aleksandr.txt · Последние изменения: 21.05.2013 00:23 От tureckaya

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
(проект сообщества Art Projects)